Группа Слёзы » Муз. жанры » АВАНГАРД В РУССКОЙ МУЗЫКЕ - Часть 2
Информация к новости
  • Просмотров: 7312
  • Автор: admin
  • Дата: 29-02-2012, 20:05
29-02-2012, 20:05

АВАНГАРД В РУССКОЙ МУЗЫКЕ - Часть 2

Категория: Муз. жанры

В русле "нового мирослышания" переосмысливались многие основные музыкальные категории — звук, звуковысотная система, тембр, гармония и т. д. Почти все ранние авангардисты так или иначе занимались обновлением традиционной системы темперирования и изобретали новые системы деления тонов (из них самой реальной была четвертитоновая, но появлялись и разные другие; наиболее углубленно занимался этим до конца своих дней Вышнеградский). В связи с обновлением темперации ("освобождением звука") вставал вопрос о новом отношении к звуку, о "новой сонорности". В идеале футуристы стремились к изобретению новых инструментов или устройств, соответствующих такому подходу: здесь может быть назван знаменитый терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л. С.Терменом и допускающий любые микроградации звука), а также электроакустические инструменты Обухова "Эфир" и "Кристалл", предвосхищающие более известные, но построенные позже французские "волны Мартено" или "Croix sonore", смычковый полихорд Авраамова и т. д. Эти инструменты давали принципиально новую сонорику, но столь же часто предпринимались попытки "усовершенствовать" традиционные фортепиано, орган и т. д., применить новые приемы игры на них (а также совместить по-разному настроенные традиционные инструменты — например, два фортепиано, настроенные с разницей в четверть тона). В очень известном в свое время опусе Мосолова Завод. Музыка машин (1928) звуковая картина работающих механизмов ярко изображается средствами традиционного оркестра.

В связи с новой сонорикой стоят и идеи "пространственной музыки" — по выражению Лурье, достижения "третьего измерения", "глубины звуковых перспектив", что могло осуществляться либо расширением акустических границ по вертикали — использованием крайних регистров инструментов, либо такой организации ткани, при которой важна как музыка слышимая, так и музыка "неслышимая" — "звучащие" паузы, лиги, ферматы, разного рода глиссандо, отзвуки, направленные на размывание границ звука. Кроме того, конечно, предпринимались попытки разных размещений и перемещений исполнителей в реальном пространстве.

Иначе говоря, главной концепцией музыкального футуризма становилось раскрепощение звуковой массы. Еще одним подходом являлась "ультрахроматическая" гармония, которую русские авторы выводили из стилистики позднего Скрябина — они вообще часто видели в этом композиторе своего предтечу, и не только в плане технологическом, но и в плане духовном, ибо большинство из них, как и Скрябин, имели отношение к тому явлению, которое ныне принято называть "русским космизмом". Поскольку гармоническое письмо позднего Скрябина приближалось к 12-тоновости, т. е. к функциональному равенству 12 тонов хроматической гаммы, то естественно, что его последователи нередко приходили к разным видам додекафонии, то есть, употребляя термин "официального" изобретателя додекафонии Арнольда Шёнберга, к "технике композиции с 12 тонами", которая рассматривалась как замена традиционной тональности. Хотя ранние сочинения Шёнберга своевременно исполнялись в России, русские авторы двигались к своим 12-тоновым методам собственными путями, и их системы отличались от шёнберговской, а некоторые появились раньше.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новые видео на сайте

Видео с репетиции группы Слезы
Добавлено: 22-05-2012, 16:44
Видео с репетиции группы Слезы
Добавлено: 22-05-2012, 16:42

^